ЧТО ТРАТИМ, ЗА ТО И ПЛАТИМ
Вопрос.
ВОПРОСЫ ОБ ОПЛАТЕ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ МЕСТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМХ ДОМОВ
Ответ.
Что ни говорите, но мы уже привыкли к положительным переменам, которые произошли в сфере обслуживания, перестали радоваться изобилию продуктов и товаров. Магазины превратились в громадные супер - и гипермаркеты. Персонал предупредителен и точен в расчетах. Отдыхаем за границей, статья Уголовного кодекса за тунеядство отменена. Телефонизированы не только все квартиры: даже малыши детсадовского возраста привыкли к собственным «мобилам». Но что-то мешает стать окончательно счастливым. Это «что-то» - так называемая коммуналка. Последний бастион неэффективной экономики...
ТЕРПЕНИЕ ЛОПНУЛО!
Получаешь ежемесячный счет расчетного Центра или родного ТСЖ, и как будто не было последних двадцати лет, лишениями и катастрофами которых куплено капиталистическое изобилие. Сфера жилищных и коммунальных услуг не дает бывшему советскому гражданину забыть длинный и затейливый набор нецензурных определений и формулировок. Ко всем ранее имевшимся в ней недостаткам добавилась специфика новых времен: дороговизна и злоупотребление монопольным положением. И на этом терпение потребителя кончилось! Обращения граждан, которые поступают в администрации города и районов, департамент ЖКХ и энергетики, жалобами уже назвать нельзя. Потребитель, чувствуя свое бессилие перед неправдой соотношения цены и качества предоставляемых ему услуг, не жалуется - грозит и клянет! За что мы платим? Можно ли за свои деньги забыть о проблемах с освещением, тепло- и водоснабжением? Избавиться от запаха фекалий из подвалов? Почему кровлю нельзя отремонтировать так, чтобы через год она опять не текла? Сколько можно вдалбливать слесарю: ЧОП (конусообразно заточенный деревянный брусок) это средство для временного ремонта трубы! С ним нельзя ее закапывать!!! Почему в Польше, Литве, Португалии и Гондурасе асфальт после ремонта коммуникаций не проваливается, а на родине ракетостроения после первого дождя - промоины размером с малолитражку?! У потребителя сложилось устойчивое предубеждение: его «кровные», уплаченные управляющей компании, бездарно транжирятся. А оставшиеся средства присваиваются коммунальщиками. Есть ли выход? Есть! Не такие проблемы решали, решим и эту. Но задача стоит более сложная - решить при жизни ныне живущего поколения...
СЧЕТ ЗА КВАРТИРУ
Платежи населения разделяются на две группы - на плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок расчета и размеры платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг отражены в счете, который ежемесячно готовят по поручению управляющей компании расчетные центры, в том числе МУП «ЕИРЦ» - муниципальное предприятие, специально созданное для начисления и сбора средств населения, расчетов с поставщиками коммунальных ресурсов и жилищных услуг, а также обобщения информации о платежах населения многоквартирных жилых домов по всем видам услуг. Сразу необходимо отметить, что потребители, проживающие в многоквартирных домах (далее - МКД), которые обслуживаются управляющими компаниями и ТСЖ, не заключившими договоры с МУП «ЕИРЦ», не могут рассчитывать на оперативный разбор жалоб по оплате в муниципальных органах управления Без посредничества МУП «ЕИРЦ», разрешение споров только в рамках своего договора с управляющей компанией или внутри своего ТСЖ. Сегодня предусмотрена административная ответственность должностных лиц и организаций за ряд нарушений оказания коммунальных и жилищных услуг. Но поставщики коммунальных услуг давно обзавелись юридическими службами и нередко обращаются за правовой поддержкой в крупные недешевые адвокатские организации. Настало время для систематической правовой поддержки исполнителей коммунальных услуг - управляющих компаний и ТСЖ. Этой корреспонденцией мы начинаем ряд публикаций, в которых постараемся разъяснить позицию муниципальных органов управления в отношении вопросов, наиболее часто встречающихся в обращениях ростовчан. Вы сможете получить информацию о том, как формируются нормативы и тарифы на услуги, о программе оборудования МКД системами учета потребляемых ресурсов, о теплоснабжении жилищного фонда и других важных проблемах. Ну а сегодня разберем электроснабжение мест общего пользования (МОП) жилых домов...
ПОЛЬЗУЕМСЯ СООБЩА
Почему необходимость оплачивать содержание и электроснабжение МОП, по мнению многих жителей города, привела к резкому росту платежей за услуги электроснабжения? Зачем населению такая реформа ЖКХ, если она приводит к росту платежей и не приводит к повышению качества услуг? Население не может понять: почему при нередко плохом качестве освещения МОП и несоответствии электроэнергии ГОСТу произошло повышение уровня оплаты? Если в этом есть какой-то план - разъясните! Если реформа ЖКХ идет бессистемно, в режиме «шоковой терапии», - верните наши деньги и прежнюю систему расчетов! Разъясняем: действия коммунальщиков основаны на положениях Жилищного кодекса России, вступившего в силу с 2005 года, и должны строго соответствовать «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года (№ 491). В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам также устанавливаются правительством Российской Федерации. В настоящее время постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением № 2 указанных Правил установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги: при отсутствии приборов учета - с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения -в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг). В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила установления нормативов), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В отношении электроснабжения примером этого могут служить пункты 24 и 25 приложения к Правилам установления нормативов при определении норматива электроснабжения расчетным методом, а также пункт 10 приложения к Правилам установления нормативов учитывающий в формуле определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода «суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета»; при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг); при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг). Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Из установленного Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования. Используемое в подпункте «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Понятие «освещение помещений общего пользования», указанное подпунктом «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом «3» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг («обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»). В соответствии с пунктами 15-19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются в том числе расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Что следует из приведенных выше норм Правил? Повышающий коэффициент к показаниям квартирных электросчетчиков расчетные центры и управляющие компании применяют ПРАВОМЕРНО!
ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКОВ
Потребитель имеет право контролировать показания общедомовых электросчетчиков. В штате расчетных центров есть специально уполномоченный персонал, который снимает показания электросчетчиков и доставляет их в расчетный центр или управляющую компанию. Инициативная группа жилого дома может самостоятельно вести журнал показаний общедомового прибора учета и представлять в управляющую компанию и в расчетный центр свои расчеты. Как говорится: «хочешь сделать хорошо – сделай сам, хочешь провалить – поручи кому-нибудь!». Жители могут требовать от своих подрядчиков – управляющих компаний – согласования снятых показаний с уполномоченными от жилого дома. В ходе снятия показаний общедомовых электросчетчиков уполномоченный представитель жилого дома имеет право указать в акте на соответствие (или несоответствие) подаваемой электроэнергии ГОСТу, количество перерывов электроснабжения за отчетный период и другие условия изменения платы за коммунальные услуги в соответствии с Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Теперь о главном, что необходимо предпринять потребителю - собственнику помещений в МКД, в случае, если сомнения в правомерности коэффициента отсутствуют, но его размер превышает, по мнению собственника, разумные пределы.
ПЕРВОЕ: не мириться с возникшими сомнениями. Заявить (письменно, с приложением контррасчетов!) претензию в управляющую организацию, расчетный центр, администрацию района. Следует учитывать, что повышающий коэффициент может отражать не только штатные расходы на электроснабжение МОП, но и сверхнормативные потери, а также банальное воровство со стороны соседей, окрестных гаражей, ларьков, арендаторов нежилых помещений и т.п. Штатные (нормативные) расходы включают в себя освещение лестничных площадок, подвалов, технических этажей, придомовой территории, электроснабжение насосов, автоматики, систем учета и т.д. и т.п., а также связанные с этим потери в сетях и коммутационных аппаратах. При достаточно длительном периоде наблюдений за электропотреблением МОП собственники помещений имеют возможность оценить уровень потребления и необходимость его повышения или снижения. Нештатные расходы легко выявляются в ходе наблюдения и анализа показаний счетчиков. Факты воровства могут быть выявлены и доказаны только правоохранительными органами совместно с техническими инспекциями поставщиков электроэнергии и управляющей организации. Департамент ЖКХ и энергетики, администрации районов, жилищная инспекция контролируют рассмотрение обращений граждан по указанному поводу в компетентных органах.
ВТОРОЕ: выработать согласованную позицию собственников. На общих собраниях выявить перечень квартир, не оборудованных электросчетчиками, а также недобросовестных или нечистых на руку потребителей, создать вокруг них атмосферу нетерпимости, вплоть до отключения от общедомовой системы электроснабжения.
ТРЕТЬЕ: согласованно с управляющей организацией на общем собрании собственников принять решения о технических и организационных мероприятиях по снижению повышающих коэффициентов. Прежде всего необходимо:
1) дооборудовать все квартиры и нежилые помещения электросчетчиками, выполнить ревизию, поверку и пломбирование устройств учета и клеммных коробок во избежание «отмоток» счетчиков и их неправильной работы;
2) силами аттестованной независимой лаборатории провести испытания изоляции, петли «фаза-ноль» и заземления. Если испытания проводятся добросовестно, не «для галочки», лаборатория восстановит исполнительную линейную схему электроснабжения здания и выявит все несанкционированные подключения. Результатом испытаний станет технический отчет лаборатории с квалифицированными рекомендациями специалистов о необходимости проведения тех или иных мероприятий по исключению потерь, энергосбережению, восстановлению надежности защитных аппаратов и сетей.
ЧЕТВЕРТОЕ: составить перечень технических мероприятий и решением общего собрания дать задание на их выполнение управляющей организации с обязательным указанием целевых индикаторов - снижения повышающего коэффициента до уровня, покрывающего штатные расходы на электроснабжение МОП.
Если управляющая организация не обладает достаточной квалификацией для выполнения задания собственников, выбрать способ управления МКД товариществом собственников жилья (ТСЖ) и нанять для выполнения намеченных мероприятий организацию с достаточной квалификацией.
О. ЗАРУБА, заместитель директора городского департамента ЖКХ и энергетики.
Вопрос.
КАК НАЧИСЛЯЮТ ОПЛАТУ ЗА СВЕТ В МЕСТАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?
В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу взимания платы за электроэнергию мест общего пользования (МОП) муниципальное предприятие «Единый информационно-расчетный центр» поясняет следующее.
Ответ.
Электропотребление конкретной квартиры умножается на отношение показаний общедомового прибора учета к суммарному потреблению квартир всего дома. В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса России размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области № 7/6 от 31 мая 2007 года. При этом в соответствии с пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства России № 307 от 23 мая 2006 года и определяющих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Электроэнергия, потребленная многоквартирным жилым домом, оплачивается исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющими организациями) ресурсоснабжающей организации в объеме, определенном по показаниям общедомового прибора учета. Жильцы дома оплачивают как электроэнергию, израсходованную на коммунально-бытовые нужды согласно показаниям квартирных приборов учета, так и часть электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и на компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях в соответствии с расчетными данными, содержащимися в квитанциях.
Плата за электроэнергию вносится на основании платежных документов, в которых указывается в том числе информация о количестве потребленной в течение расчетного периода электроэнергии. Объем электроэнергии, предъявляемый к оплате, складывается из объема электроэнергии, потребленной конкретной квартирой на коммунально-бытовые нужды, по индивидуальному прибору учета и объема электроэнергии на общедомовые нужды и потери во внутридомовых сетях. Расчет размера платы за электроснабжение производится согласно приложению № 2 к Правилам с применением тарифов на электрическую энергию для населения, установленных Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Так, например, при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета расчет электроэнергии, приходящейся к оплате конкретной квартирой с учетом общедомовых нужд, выполняется по формуле 9 приложения № 2 к Правилам следующим образом: электропотребление конкретной квартиры умножается на отношение показаний общедомового прибора учета к суммарному потреблению квартир всего дома.
Тот факт, что энергоснабжение мест общего пользования это коммунальная услуга, подтверждается пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг и письмом Министерства регионального развития России от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07, которое разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». «Освещение помещений общего пользования» трактуется как оказание жилищной услуги и включает в себя содержание, ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (пп. «3» 11 Правил содержания общего имущества дома, утвержденных постановлением правительства России № 491 от 13 августа 2006 года), а также обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (п.13 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно «освещение мест общего пользования» учитывается при формировании структуры тарифа «содержание и ремонт жилого помещения».
Потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования относится к предоставлению коммунальной услуги. Данная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирном доме, а, следовательно, именно они и должны нести расходы на ее оплату.
Таким образом, порядок расчета платы за потребленную электроэнергию определен Правилами предоставления коммунальных услуг и напрямую зависит от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии, а именно:
- при наличии общедомового прибора учета, в соответствии с формулой 9 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в общем объеме потребления;
- при отсутствии общедомового прибора учета и наличии прибора учета на потребление электроэнергии МОП - в отдельной статье «электроэнергия МОП». Введение данной статьи, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками.
|